Поиск по сайту
ВЕРСИЯ
ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
20
апреля
вт
+5°

Народные дружины

25 Марта 2021

Добровольные организации граждан, помогающие в борьбе с преступностью, известны очень давно. Считается, что первые народные дружины были созданы в Англии в середине XVII века и существуют по настоящее время. Отличительной особенностью английских дружин является отсутствие единой полицейской системы, поэтому дружина действует по законам того графства, в котором она работает. Дружинники обладают довольно большими полномочиями вплоть до гражданского ареста. Полиция обеспечивает их помещением, формой, спецсредствами и проводит обучение.

В США в 1972 году была разработана программа «Соседский дозор», финансирование которой осуществляется за счет средств федерального бюджета. Отделения «Соседского дозора» действуют во всех штатах и округах страны. Прав у дружинников даже больше, чем у английских – вплоть до проведения обысков и охраны места преступления.

Похожие организации имеются и во многих европейских странах.

В России первые народные дружины были созданы в начале XX века. По инициативе граждан с 1918 года в крупных промышленных городах начинают создаваться группы оказания помощи милиции в охране общественного порядка.

В середине 20-х годов при местных Советах были учреждены административные комиссии, в состав которых входили лица, изъявившие желание оказывать помощь в работе органов милиции. Эти комиссии проверяли и контролировали работу местных органов милиции, оказывали содействие в охране порядка.

В 1926 году административные комиссии в ряде мест получили новое название: «Комиссия общественного порядка» (КОП). Расширились их права. В эти же годы во многих городах были созданы рабочие дружины, ударные бригады, отряды или инициативные группы по борьбе с хулиганством. Члены этих формирований специально обучались милицейскому делу.

В 1928 году по инициативе рабочих Урала, Москвы, Ленинграда и других промышленных центров возникли добровольные общества содействия милиции (ОСОДМИЛ). Это была первая единая форма массового участия населения в охране общественного порядка.

К январю 1930 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска», где впервые вводился ряд правовых норм, относящихся к вопросам организации и деятельности добровольных обществ содействия милиции. В частности, в нем четко было определено, кто мог быть членом ОСОДМИЛа, порядок вступления в общество, задачи, выполняемые бойцами и т.д.

Осодмильцы при исполнении своих обязанностей пользовались правами должностных лиц, имели удостоверения и носили нагрудные знаки. В отдельных случаях членам общества органами милиции и уголовного розыска выдавалось оружие, которое подлежало сдачи по окончании операции. Бойцам ОСОДМИЛа предоставлялось также право составлять протоколы о нарушениях обязательных постановлений местных Советов.

Практика работы общества содействия органам милиции и уголовного розыска показала, что они представляли собой серьезную силу, способную оказать значительную помощь в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. ОСОДМИЛ во многих случаях являлись резервом для пополнения милиции хорошими, проверенными и достаточно подготовленными кадрами.

Совет Народных Комиссаров РСФСР постановлением от 29 апреля 1932 года предложил совнаркомам автономных республик, краев и областным исполкомам реорганизовать общества содействия милиции и уголовного розыска в бригады содействия милиции (БСМ) и подчинил их последней.

В период Великой Отечественной войны бригады содействия милиции в сельской местности прифронтовых районов и на территории, освобожденной от немецко-фашистской оккупации, были реорганизованы в группы охраны общественного порядка (ГООП). Целью создания ГООП явилась борьба со шпионами, диверсантами в населенных пунктах, прилегающих к железнодорожным линиям, водным путям, шоссейным и грунтовым дорогам. Группы охраны получили больше самостоятельности в работе и прав по сравнению с бригадами содействия милиции.

После окончания войны в апреле 1946 года ГООП были расформированы, а их члены влились в бригады содействия милиции. В это же время был определен новый порядок организации БСМ, в соответствии с которым все руководство деятельностью бригад сосредоточивалось в низовом звене органов милиции. Следует отметить, что БСМ как форма привлечения граждан к охране правопорядка просуществовала до конца 50-х годов.

К концу 1958 года коллективы ряда передовых предприятий Ленинграда первыми в стране создали добровольные народные дружины по охране общественного порядка. Новое движение распространилось и на другие крупные промышленные центры. Опираясь на этот опыт ЦК КПСС и Совет Министров СССР 2 марта 1959 года приняли постановление «Об участии трудяшихся в охране общественного порядка в стране». Оно явилось основным политическим и юридическим документом, определившим задачи, полномочия и формы организации ДНД вплоть до середины 70-х годов.

ЦК КПСС признавал, что милиция, прокуратура и суды слабо проводят профилактическую работу по предупреждению преступности, не уделяют должного внимания выявлению причин и условий, способствующих совершению преступления, а также не добились полной раскрываемости преступлений и неотвратимости наказания за совершенные преступления.

В связи с этим самых активных и добросовестных граждан предлагалось привлекать в добровольные народные дружины. Во главе таких дружин и их штабов должны были стоять, как правило, руководящие партийные работники.

Вскоре в союзных республиках были приняты соответствующие положения. В частности, Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совет Министров РСФСР 30 марта приняли постановление «Об утверждении Положения о ДНД РСФСР по охране общественного порядка».

На протяжении 60-х годов движение ДНД принимает массовый характер. Так, например, в 1971 году в стране насчитывалось около 173 тыс. дружин, объединяющих около 7 млн. человек. В эти годы дружины в значительной мере дополняли работу органов милиции, повышали ее эффективность в деле борьбы с преступлениями и правонарушениями. За активное участие в охране общественного порядка предусматривалось поощрение дружинников -  объявление благодарности, вручение почетной грамоты, занесение на Доску почета, награждение денежными премиями и ценными подарками. Администрации предприятий и учреждений было разрешено предоставлять членам ДНД дополнительные оплачиваемые отпуска сроком до трех суток в год. В то время это был значительный стимул для работающих граждан.

В это время дружины начинают подразделяться на два вида - территориальные и специализированные. Первые обычно комплектовались из представителей коллектива предприятия или учреждения и обслуживали определенную территорию. Основная форма их деятельности - охрана порядка в общественных местах. Вторые - вели борьбу главным образом с отдельными видами правонарушений и специализировались по линии ГАИ, УИМ, ОБХСС, УР, ИДН. К специализированным дружинам относились и оперативные отряды, и комсомольские оперотряды.

20 мая 1974 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка» и указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных Обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка», которые создали новую нормативно-правовую базу деятельности ДНД.

В соответствии с этим Совет Министров РСФСР постановлением от 19 июля 1974 года утвердил новое положение о добровольных народных дружинах.

На основании данных документов основные усилия народных дружин сосредоточивались на поддержании общественного порядка, пресечении актов хулиганства, пьянства и других антиобщественных проявлений, борьбе с хищениями соцсобственности и правонарушениями несовершеннолетних.

Документы 1974 года расширяли и систему мер поощрения отличившихся дружинников. Учреждался нагрудный знак «Отличный дружинник», кроме того, предоставлялось преимущественное право на получение жилой площади, а также льготной путевки в санаторий или дом отдыха.

За особые заслуги в выполнении своего общественного долга и проявленные при этом мужество и героизм, народные дружинники представлялись к государственным наградам.

К большому сожалению, принятый 19 мая 1995 года Закон «Об общественных объединениях» отменил документы о статусе ДНД, что привело к резкому уменьшению численности дружин.

В настоящее время в органах государственной власти и МВД пришло понимание того, что без участия граждан, без поддержки общественности обуздать преступность на улицах городов и сел невозможно.

В июле 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», унифицировавший работу общественных организаций, правоохранительной направленности и народных дружин по всей России. Он сформулировал актуальные задачи народной дружины, права и обязанности дружинников, как и формы поощрения их деятельности в современных условиях.  

Администрация Центрального района Санкт‑Петербурга приглашает горожан принять участие в охране общественного порядка на территории Центрального района Санкт‑Петербурга.

Подробную информацию о деятельности народных дружин и действующем порядке вступления в народные дружины можно получить по адресу: Невский пр., д.176, каб.107, тел.: 417-46-11.

 

Адрес администрации

Центрального района

191167, Санкт‑Петербург, Невский пр., д.176.

Контактное лицо

в администрации района

Родионов Владимир Васильевич – главный специалист отдела по вопросам законности, правопорядка и безопасности, тел.: 417-46-11

Народные дружины, действующие на территории района

общественная организация «Народная дружина Центрального района Санкт‑Петербурга», расположенная по адресу: Санкт‑Петербург, ул. Конная, д.26, пом.1Н

Нормативно-правовая база деятельности народных дружин

в Санкт‑Петербурге

Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».

Законы Санкт‑Петербурга:

- от 02.07.2014 № 360-66 «О разграничении полномочий Законодательного Собрания Санкт‑Петербурга и Правительства Санкт‑Петербурга в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка»;

- от 09.07.2014 № 429-87 «Об удостоверении и форменной одежде народного дружинника в Санкт‑Петербурге»;

- от 24.04.2015 № 221-38 «О внесении изменения в Закон Санкт‑Петербурга «О разграничении полномочий Законодательного Собрания Санкт‑Петербурга и Правительства Санкт‑Петербурга в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка».

Постановления Правительства Санкт‑Петербурга:

- от 18.12.2014 № 1148 «О личном страховании народных дружинников, являющихся членами народной дружины и участвующих в ее составе в охране общественного порядка в Санкт‑Петербурге»;

- от 04.02.2015 № 61 «О премии Правительства Санкт‑Петербурга «За активное участие в охране общественного порядка в Санкт‑Петербурге»;

- от 04.02.2015 № 62 «О премиях Правительства Санкт‑Петербурга «Лучшая народная дружина в Санкт‑Петербурге» и «Лучший народный дружинник Санкт‑Петербурга»;

- от 19.02.2015 № 151 «О реализации полномочий Правительства Санкт‑Петербурга в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка».

 

 

Требования к народным дружинникам

Статья 14 Федерального закона от 02.04.2014  № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»

Членами народной дружины могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, которые изъявили желание принять участие в работе народной дружины.

В народные дружины не могут быть приняты граждане:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

3) ранее осужденные за умышленные преступления;

4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;

9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

Права и обязанности народных дружинников

Статья 17. Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Права народных дружинников»

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

2. Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

Статья 18. Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Обязанности народных дружинников»

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:

1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;

2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;

3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;

5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;

6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;

7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.

2. Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.

Заявление

Анкета

Согласие на обработку персональных данных

 

О ходе реализации Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ

«Об участии граждан в охране общественного порядка».

Деятельность районного штаба по координации деятельности народных дружин в Центральном районе Санкт‑Петербурга (далее – штаб) организована
в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
и Санкт‑Петербурга.

В 1 квартале 2019 года согласно трехстороннего соглашения на территории Центрального района в охране общественного порядка и безопасности совместно
с полицией участвовали народные дружинники Общественной организации «Народная дружина Центрального района Санкт‑Петербурга», которая насчитывала 231-го человека. Однако, учредителями данной Общественной организации было принято решение о ликвидации дружины по причине отсутствия материальных средств по обеспечению деятельности организации как юридического лица.

Трехстороннее соглашение было расторгнуто. В соответствии с действующим законодательством ОО «Народная дружина Центрального района Санкт‑Петербурга» ликвидирована. Удостоверения народных дружинников направлены в Комиссию по проверке документов кандидатов на присвоение статуса народного дружинника Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности для уничтожения.

В настоящее время на территории района осуществляет правоохранительную деятельность отряд Региональной общественной организации «Специализированная народная дружина по безопасности дорожного движения Санкт‑Петербурга» по Центральному району Санкт‑Петербурга, дружинники которой активно оказывают содействие сотрудникам отдела ГИБДД УМВД России по Центральному району г.СПб в охране общественного порядка и обеспечении безопасности дорожного движения. Так, в 2019 году в единый день голосования 8 сентября народные дружинники отряда Специализированной народной дружины совместно с полицией обеспечивали безопасность дорожного движения на прилегающих к избирательным участкам территориям. В сентябре – октябре 2019 года и феврале 2020 года приняли участием в общегородских профилактических мероприятиях «Такси» и «Пешеход». В рамках празднования 76-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады народные дружинники совместно с полицией обеспечивали безопасность дорожного движения и правопорядок в местах проведения торжественных мероприятий.

Всего в 2019 году и январе-феврале 2020 года было задействовано 28 человек, отработано 130 чел./часов. (17 чел./84 чел./часов в 2019 году, 11 чел./46 чел./часов в 2020 году).

В отчетном периоде районным штабом была проведена работа по привлечению общественных организацией правоохранительной направленности к участию в охране общественного порядка на территории района.

Во исполнение решений Штаба по координации деятельности народных дружин в Санкт‑Петербурге от 23.07.2019 в адрес ректоров ВУЗов, осуществляющих образовательную деятельность в районе, направлены обращения о создании в рамках учебного заведения студенческой народной дружины и об участии народных дружинников из числа студентов в охране общественного порядка на территории Центрального района.

В результате проделанной работы администрацией района и УМВД России по Центральному району г.СПб 05 марта 2020 года заключено Соглашение об участии в охране общественного порядка на территории Центрального района Санкт‑Петербурга с Санкт‑Петербургской региональной общественной организацией по содействию охране и обеспечению общественного порядка «Добровольная молодежная дружина».

В настоящее время Комитетом финансов Санкт‑Петербурга и Комитетом имущественных отношений решается вопрос о передаче администрации района нежилого помещения по адресу: СПб, Конная ул., д.26, площадью 90 кв.м. с целью размещения в нем народных дружин согласно законодательству Российской Федерации.